Американское серебро: от стиля королевы Анны к рококо

Американское серебро: от стиля королевы Анны к рококо

Высокая пивная кружка может в какой-то степени служить показателем перемен, происходящих в дизайне. В Бостоне чистые четкие линии и гравировка уступили место грушевидным формам, куполообразным крышкам и завершением стиля королевы Анны. В Нью-Йорке крышка сохранила плоские очертания, в форме монеты, а традиционные ручки в виде завитков приобрели еще более усложненный вид с добавлением в качестве украшения рельефной чеканки и штопорообразной выступающей детали (“большого пальца”). Но триумфальный прогресс красивых линий имел большее значение, чем региональные отличия, и в общем у серебряных изделий Нью-Йорка и Бостона между 1720 и 1745 годами появилось больше сходства, чем когда-либо прежде.

Новый стиль особенно подходил для двух новых изделий, появившихся в этот период. После появления в Англии чайники и кофейники в первой четверти 18 века были представлены и за океаном. Закругленная форма способствовала смешиванию и варке напитков, в то же время отражая их роскошь. Красивые, изящные линии перешли во вполне распустившееся “С”, с характерной формой “яблока” и “пули” для чайников Бостона и Филадельфии и более сдержанной продолговатой “грушей” у нью-йоркских. Но различия часто стирались, т.к. мастера обеих традиций пробовали другие формы. Грушевидная форма, придававшая больше мощи, переходила в характерный для рококо стиль чиппендейл — с “двойными животами”, низкими ножками, крышкой с декорированным завершением и ручкой-завитком из черного дерева в виде буквы “С”. Подобные формы были популярными с 1750 по 1790 год.

ОТРАЖЕНИЕ БОГАТСТВА

Мода на рококо нашла прекрасное отражение в чайниках и кофейниках, но характерные для него уверенные изгибы и стилизованные листья аканта, завершения в виде тростника и ананаса оживляли и другие изделия, которые дополняли образ жизни купеческого сословия, которому впервые надоели ограничения, вызываемые британскими законами и системой налогов, и чье декоративное оформление предметов быта отражало их возросшее богатство и политическую независимость. Расточительность и изобилие, свойственные декору рококо, присутствовали в больших серебряных украшениях, которые ставились в центре стола, больших серебряных вазах и супницах работы Майера Майерса (1723 — 1795) и Даниэля Кристиана Фуетера (годы работы 1754 — 1776) из Нью-Йорка; Даниэля Хенчмана (1730 — 1775), Поля Ревера-младшего (1734 — 1818) и Бенджамина Берта (1729 — 1805) из Бостона; и Филипа Синжа Младшего (1703 — 1789), Филипа Хал- берта (годы работы 1750 — 1764), Джозефа Ричардсона (1711 — 1784) и Ричарда Хамфри (годы работы 1771 — 1796) из Филадельфии. Выпуклые завитки, раковины и другие природные мотивы налагались на волнообразные кривые серебряные изделия в стиле королевы Анны. С ростом населения появились новые центры по изготовлению серебра, включая Салем, штат Массачусетс; Ланкастер, штат Пенсильвания; Ньюпорт, Род-Айленд; Балтимор и Аннаполис, штат Мэриленд.

ПОЛЬ РЕВЕР-МЛАДШИЙ

Замечательным американским мастером по изготовлению серебряных изделий был Поль Ревер-младший (1734 — 1818) , более известный средним американцам как патриот, герой поэмы Лонгфелло “Полуночная прогулка». Он перенес послание о британской агрессии от Мистической реки в Массачусетсе к Согласию, что послужило началом Американской революции. Его вклад в национальное декоративное искусство едва ли был столь же драматичен, но также обладал неоценимой ценностью.

Сын Аполло Ривуара, французского гугенота, серебряных дел мастера, иммигрировавшего в Бостон в 1715 году, он учился у знаменитого Джона Кони и переделал свое имя на английский манер — Поль Ревер. Пройдя обучение у своего отца, Поль вначале много работал по контракту для других известных бостонских мастеров, в том числе Сэмюэля Майнотта (1732 — 1803), Джона Кобурна (1725 — 1803) и Натаниэля Хурда (1729 — 1777), сына Джакоба Хурда, знаменитого современника Кони.

Подобно многим своим современникам, Ревер занимался зубоврачебной практикой и использовал свой талант гравера и карикатуриста в патриотических целях. Но в 1759 году он начал выпускать серебряные изделия для Старой Южной церкви в Бостоне и в 1768 году создал самое знаменитое американское изделие из серебра — “Сыновья кубка свободы», которое ныне хранится в Музее изящных искусств в Бостоне. После получения Америкой независимости Ревер вновь занял свое место у форпоста американского серебра, создавая элегантные и изысканные кубки, кружки, вазы, соусники, кувшины и чайники в неоклассическом стиле.