На протяжении веков скорость движения судна определяли очень просто. Сначала с носа судна бросали за борт щепку и измеряли время, за которое она достигала кормы. Позже использовали привязанный к канату поплавок, вес которого был известен. Время разматывания канатов измеряли по песочным часам в деревянном или латунном корпусе. В конце 18 века появился “механический” лаг, который вращался в воде, а число вращений считали по солнечным часам, установленным на корме. Более поздние модели лага были снабжены счетчиком оборотов. В конце 19 века лаги получили названия: например, “Нептун”, “Трезубец” или “Гарпун”. Сегодня лаги, как и морские песочные часы, можно найти на аукционах, где продаются предметы морского быта.
Чтобы проложить курс корабля на карте, обычно пользовались латунными измерительными циркулями с металлическими концами. Кронциркули имели конец в форме луковицы. Параллельные измерительные линейки были снабжены латунными шарнирами. Некоторые из них имели шкалу на 180 градусов с делениями по трем сторонам. Иногда использовали латунный или серебряный круглый гониометр со шкалой на 360 градусов. Латунный гониометр с двумя длинными подвижными стрелками указывал координаты и использовался для прокладывания курса.
Необходимость определения долготы
Расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, воображаемая линия, соединяющая оба полюса и проходящая через местечко Гринвич, недалеко от Лондона называется долготой. В океане ее определяли путем сравнения местного времени, устанавливаемого в определенный момент по солнцу, с временем по Гринвичу, которое показывали часы, точно сверяемые в порту отправки судна. Тем не менее движение судна и колебания температуры приводили к тому, что в море часы не могли ходить абсолютно точно. Именно поэтому в 1759 г. английский часовой мастер Джон Гаррисон произвел усовершенствование хронометра, который стал показывать точное время в любых климатических условиях и в любом месте мира.
Этот хронометр был снабжен баланс-спиралью, устойчивой к перепадам температуры. Ходовой механизм был помещен в латунный шар, поддерживаемый двумя карданными подвесами. Квадратный внешний корпус делали из красного и розового дерева или из ствола кокосовой пальмы, растущей на Коромандельском берегу полуострова Индостан. Углы корпуса были украшены латунью. Хронометр имел главный циферблат с золотыми стрелками и два циферблата поменьше — один с делениями на 12, другой — на 6 часов, которые при подзаводе показывали секунды. Продолжительность хода такого хронометра обычно составляла 56 часов, иногда — 8 дней и он был очень полезен и необходим мореплавателям.