РЕЛИГИЯ, СМЕРТЬ И ПОЛИТИКА
Кресты носили в каждой стране и протестанты, и католики. Религиозные принадлежности и четки сохраняли популярность во всей континентальной Европе, в то время как в Англии все больше интереса проявляли к драгоценностям, напоминавшим о смерти. Подобные кольца, медальоны и браслеты (которые носили на бархатных полосках, заканчивающихся сзади двумя петлями) несли в себе смертельную символику — черепа, перекрещенные кости, гробы, скелеты, песочные часы, ангел, играющий на трубе, и обычно содержали локоны волос и надпись в виде выведенной золотом монограммы.
Все больше людей стали понимать, что броши, пуговицы, запонки, серьги, бусы и ожерелья, плюмажи и пряжки, гармонирующие друг с другом по рисунку и материалам, выглядят гораздо более элегантно, чем целая смесь орнаментов, как бы великолепны они ни были по отдельности. Драгоценные камни на посмертном портрете Фрэнсис Стюарт, графини Ричмондской (ум. 1702), скопированные с ее бриллиантов и находящиеся до сих пор в Вестминстерском аббатстве, где она похоронена, являются ярким тому примером.
В начале 1660-х годов в Англии появились два нововведения в мужских драгоценностях. Пуговица на рукаве, предшественница запонки, стала пришиваться для закрепления манжеты на запястье, заменив собой ленты, и появилась пряжка на обуви.
РОКОКО И НЕОКЛАССИЦИЗМ
Высокий уровень во всех видах декоративного искусства в 18 веке также относился и к ювелирному искусству, которое достигло невиданной элегантности. Находясь под покровительством тонких ценителей искусства, среди которых наибольшее влияние оказывала любовница Людовика XV, мадам де Помпадур, парижские ювелиры создавали образцы, достойные для подражания во всем мире. В Германии и в Англии мастера из гугенотов привлекали к себе наиболее богатую и аристократическую клиентуру; французские ювелиры также приглашались во дворы Санкт-Петербурга, Мадрида и Копенгагена.
Заимствуя стилистические элементы вначале из рококо, а затем из неоклассицизма, используя усовершенствованные способы огранки и полировки, ювелиры доводили до максимума красоту многоцветных камней и бриллиантов. Импорт драгоценных камней из Индии подкреплялся импортом алмазов из Бразилии, где в 1720-е годы было открыто месторождение алмазов. Украшения, модные в прошлом столетии плюмажи, бабочки и другие детали для украшения волос, бантов на корсажах платьев и на подвесках сережек интерпретировались в более легком и игривом варианте. Листья аканта вышли из моды, как и черные эмали. Они сменились более легкими и изящными линиями и завитками, а также чувством асимметрии на попарно соединенных драгоценностях. Поскольку обратная сторона изделий больше не украшалась эмалями, а одежда и кожа серебром, начиная с 1760-х годов им на смену пришла позолота.
Эмалями высочайшего качества украшаются поверхности футляров для часов, брелки, миниатюры и застежки браслетов, некоторые из которых воспроизводят в миниатюре картины знаменитых художников. После 1750 года вводится дополнительная утонченная техника отделки отгравированной машинным способом поверхности особым рисунком, который после покрытия эмалью сверкал, как муаровый шелк. Начиная с 1760-х годов применялись великолепные королевские голубые эмали для окаймления украшений и в качестве фона для бриллиантов и монограмм на кольцах и застежках браслетов.