Гравировка и чеканка серебра

Гравировка и чеканка серебра

По своей природе маньеристское и барочное серебро требовало от ювелира достаточно гибкой техники. Хотя общая мода на гравировку в качестве декора продолжалась на протяжении 17 века, во многих центрах стали применять более тонкие листы серебра, которые больше подходили для рельефной чеканки и отделочной гравировки. Главным исключением из этого правила были новаторские работы голландского семейства ван Вианенов, особенно Адама и его сына Христиана, овладевшим искусством рельефной чеканки.

Научный подход к изучению ботаники в прошлом включал в себя знакомство с гравюрами того времени с изображением голландских цветочных натюрмортов, которые оказывали большое влияние на декоративное искусство, особенно начиная со второй четверти 17 века и примерно до 1700 года. В странах Северной Европы пользовались популярностью серебряные изделия, украшенные гравировкой с натуралистичными и энергичными мотивами. Немецкие, голландские, итальянские и испанские кружки, чашки, подносы, кубки и другая посуда украшались чеканкой с горельефными изображениями вьющейся листвы, животных и цветов, а также живописных метафорических композиций. Крупномасштабные объекты, в том числе мебель, часто покрывались тонким слоем серебра, чтобы сэкономить на весе и цене. Чеканка, однако, способствовала укреплению металлического изделия благодаря постоянным ударам молотком и регулярному обжигу.

В период долгого царствования Людовика XIV (1643 — 1715) были внесены новые усложнения в дизайн и технику изготовления металлических изделий. Во Франции натуралистичное барокко подверглось классическому влиянию и постепенно распространилось на близлежащие страны. Эта тенденция носила в основном архитектурное начало и исходила от архитекторов и дизайнеров короля, в частности, тех, кто занимался строительством и украшением Версальского дворца. Жан ле Потр (1618— 1682) претворял в жизнь сотни дизайнов, построенных либо в романском, либо в стиле модерн, в которых суровый и аскетичный изобразительный стиль сочетался с суровым орнаментом аканта, спиралевидным или гротескным орнаментом. Более фундаментальное изменение имело место в увеличении массы металла, которая украшалась орнаментом; орнамент отливался отдельно, а затем накладывался методом чеканки. Подобное явление имело место между 1670-ми и 1680-ми годами в основных парижских центрах по изготовлению серебра и некоторых провинциальных центрах. Все чаще применялась техника покрытия корпуса изделия серебром, украшенным орнаментом. Подобная техника была принята серебряных дел мастерами соседних стран, в основном благодаря переселению мастеров-гугенотов, которое имело место как до, так и после отмены Нантского указа в 1685 году.

В странах непротестантской Европы мастера копировали французский дизайн, не оставляя моду покрытия тонким слоем серебра. Настольные подсвечники, изготовленные, согласно французской моде, путем отливки основания и трех секций самого подсвечника, могли весить в два-три раза больше, чем эквивалентные им изделия, сделанные путем покрытия тонким слоем серебра. При использовании слитков серебра наиболее распространенным декоративным украшением было использование плоской чеканки, в добавление к накладному орнаменту. Применялась и гравировка; геральдические знаки, цифры и надписи легче было наносить именно в такой технике.