В ХIX веке «югендстиль” (молодежный стиль) был немецким названием для искусства модерна. В Мюнхене в 1890-е годы многие архитекторы, художники и скульпторы, в том числе Герман Обрист (1863 — 1927), Август Эндель (1871 — 1921), Ричард Римершмид (1868 — 1957), Бернард Паекок (1872— 1943) и Бруно Поль (1874— 1954) заинтересовались прикладными искусствами. В 1897 году эти пятеро, в числе других, организовали Объединенные художественные ремесленные мастерские. Обрист и Эндель проектировали мебель с плавными, естественными формами, которые определялись согласно теории взаимодействия между внешним видом и психологическим воздействием. Мебель Обриста делалась из дуба, а Энделя — из вяза. Дизайн Панкока также был основан на естественных формах; он использовал дуб, древесину грушевого дерева, грецкий орех и ель.
Р. Римершмид. Ранними опытами Ричарда Римершмида в области изготовления мебели были несколько вещей, которые он в 1895 году спроектировал для своей собственной квартиры. Они были в неоготическом стиле, сделаны из раскрашенной сосны и украшались сложными узорами из мягкой ковкой стали и лиственным орнаментом в технике барельефа. Однако стилю Римершмида пришлось измениться в результате посещения им в 1897 году в Дрездене выставки мебели Ван де Вельде, чей абстрактный стиль модерн оказал значительное влияние на всех мюнхенских художников. В следующем году Римершмид спроектировал приставной стул из дуба; его спинка поддерживалась опорами, которые опускались по кривой линии к завершениям передних ножек. Слегка измененный вариант вскоре был продан «Либерти” в Лондоне.
Другой мюнхенский дизайнер, Бруно Поль, также создавал мебель под влиянием работ Ван де Вельде. Мебель Поля характеризовалась элегантными извилистыми линиями и была лишена всякого орнамента.
Дрезденские мастерские
В числе прочего мюнхенские художники стремились создать мебель, достаточно дешевую, для нужд простых людей, которые могли позволить себе приобрести сделанную вручную мебель, изготовленную ведущими мебельными мастерами авангарда дизайнеров из Парижа, Нанси и Брюсселя. При выборе форм мебели немцы также имели в виду появление в это время новых деревообрабатывающих машин. Лидером этой тенденции был Карл Шмидт, шурин Римершмида, который прошел обучение на мебельного мастера и в 1898 году открыл Дрезденские мастерские. На выставке промышленного искусства, проведенной в Дрездене в 1899 — 1900 годах, Шмидт показал квартиру из двух жилых комнат, спальни и кухни, обставленную скромной мебелью. Пять лет спустя Дрезденские мастерские выпустили большое количество мебели, сделанной механическим способом по проекту Римершмидта.
Немецкие мастерские. В 1902 году Адель- берт Нимейер, художник, и Карл Бертш, драпировщик, основали в Мюнхене мастерские для производства мебели и других предметов внутреннего убранства. В 1907 году эти мастерские слились с Дрезденскими мастерскими, и стали известны как Немецкие мастерские. Их не следует путать с Немецкими производственными мастерскими, ассоциацией дизайнеров, мастеров, производителей и торговцев, основанную в том же году с одобрения немецкого правительства. Нимейер продолжал проектировать мебель для Немецких мастерских до самой смерти. Другие дизайнеры, иногда работавшие для Дрездена, были Бейли Скотт и австрийцы Йозеф Хоффман (1870 — 1956) и Коломан Мозер (1868 — 1918).
Дармштадтские дизайнеры
Работы Бейли Скотта были хорошо известны на континенте, часто печатались в журнале «Студио”. Эти иллюстрации случайно попались на глаза Великому герцогу Эрнсту Людвигу из Хессе-Дармштадта, которому Бейли Скотт и Эшби обставили мебелью и декорировали в 1897 году гостиную и столовую в его Дармштадтском дворце. Великий герцог способствовал основанию колонии художников в Дармштадте и выделил немного земли для нее. Семь художников были приглашены присоединиться к этой колонии, и в 1900 году были построены их дома. Для своего дома Петер Беренс (1868 — 1940), художник и архитектор проектировал мебель в геометрическом стиле, украшенную инкрустацией, маркетри или барельефными серебряными украшениями.
Возрождение неоклассицизма. Мебель Кристиансена была выдержана в неоклассическом стиле, который стал преобладать в искусстве Германии в годы перед Первой мировой войной. Все комнаты, обставленные в этом стиле, были выставлены Немецкими мастерскими в Осеннем салоне 1910 года в Париже и оказали сильное влияние на французский дизайн. Автором интерьеров были Нимейер и Бертч, которые, наряду с другими немецкими дизайнерами, откликнулись на призыв правительства хранить верность принципам классицизма.