Серебряные изделия: литье

Серебряные изделия: литье

Отливка серебряных ручек пластичных изделий, равно как и декоративная отделка и даже изготовление изделий целиком из массивных и сложных материалов, обычно делалась методом так называемого “потерянного воска” (способ литья по выплавляемым моделям) Горлышки и ручки кувшинов, ножки подсвечников по примеру французского серебра начиная примерно с 1675 года, отливались в песке из двух половинок, соединявшихся вместе вдоль шва.
Другое нововведение, которое ввели итальянцы и французы, особенно в более поздний период французского Регентства (1715 — 1723), заключалось в изготовлении столовых приборов в технике двойной чеканки. Необработанные ручки и обратные стороны ложек украшались чеканкой в стиле раннего барокко, обычно в технике барельефа, но при возникшей в конце 17 века более утяжеленной моде на слитки потребовались аналогичные изменения в размерах и декоре ложек, ковшей, вилок и других изделий. При этом изделия стали украшаться разнообразными орнаментальными щитами и гербами, которые в прошлом лишь гравировались. Ножки имели круглое сечение и тонкую отделку контура.
В период рококо наблюдалось возрождение рельефной чеканки и гравировки, а отливка изделий из серебра и изготовление их из тяжелых слитков осталось излюбленным приемом для монументальных или слишком добротно выполненных изделий. Оживление их орнаментом в виде завитков и каннелюрами подчеркивало податливость и эластичность металла. Вначале неоклассицизм не принял горельефную чеканку и литье — особенно во Франции, которая возглавляла первенство по дизайну. Однако в Германии тесные связи с производством фарфора, начиная с 1720 -х годов, обеспечили параллельное развитие техник изготовления серебра и фарфора, начиная с Регентства и на протяжении всего периода неоклассицизма, и лепщики приспосабливали свое мастерство к обоим видам искусства.
Промышленные методы
Индустриализация многих видов ремесел во второй половине 18 века, главным образом благодаря принятию в производстве энергии пара, ускорила техническую революцию в производстве обычного и нового шеффилдского серебра, производимого в Англии. Чеканка орнамента и ажурная работа раньше выполнялись вручную, теперь же появилась возможность делать их с помощью фрикционного или винтового пресса, экономя при этом много часов работы. На прокатных станах, приводимых в действие паровыми двигателями, можно было раскатывать слитки серебра, превращая их в совершенно ровные листы и гораздо более тонкие слитки. Неоклассицизм, совпавший с довольно скучным периодом во французском дизайне, пришедшим сразу же после революции, стремился к более простому оформлению поверхности изделий и уменьшению их веса, что компенсировалось применением гравировки или рельефной чеканки. Много шеффилдского серебра вывозилось на экспорт, и оно пользовалось большой популярностью. Только после того, как во Франции после Директории наступил период консульства с Наполеоном в качестве императора, французские дизайнеры вновь начали оказывать влияние на вкусы и технические приемы других европейских стран. Главным образом это происходило вследствие завоеваний и оккупации, но также благодаря утверждению имперского стиля.
В техническом отношении имперский стиль привел к возвращению строгой формы классицизма, которая произошла в некоторой степени от стиля Людовика XVI. Однако для него типичны были простые поверхности, к которым применялась иногда техника литья и чеканки. В соответствии с героизмом данной эпохи, для большей части крупномасштабных изделий из серебра применялось золочение и греческий и римский орнамент; этот стиль нашел широкое распространение, особенно в Великобритании периода Регентства.
После падения Наполеона в течение нескольких десятилетий французское влияние сохранялось в Германии, Австрии и Италии. Стили и технические приемы прошедших периодов впервые начали появляться, начиная примерно с 1810 года, главным образом в Великобритании, и в качестве противовеса греческой строгости пришла мода на рококо и серебро 17 века. В других европейских странах эта мода на антикварный стиль появилась в 1820-е и 1830-е годы и стала преобладающей ко времени знаменитой выставки 1851 года в Лондоне, где впервые было выставлено много работ заморских серебряных дел мастеров.