Романтизм ювелирного искусства

Романтизм ювелирного искусства

РОМАНТИЗМ И СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Ностальгия по прошлому, усиленная огромной популярностью романов сэра Вальтера Скотта, оказывала влияние на ювелирное искусство и другими путями. Влиятельный журнал “Мир моды” заявил в 1839 году, что “формы наших украшений теперь полностью заимствованы из средневековья”. Подобные драгоценности не являлись точными копиями немногих подлинных сохранившихся работ, а скорее гибридами, составленными из архитектурных, скульптурных элементов, фрагментов тканей, рукописей и живописи как средневековья, так и периода Ренессанса.

Ведущим мастером во Франции был Франсуа- Дезире Фромен Мерис (1802 — 1855), чей друг, поэт Виктор Гюго, называл его Бенвенуто Челлини романтизма. Он пережил фигуративный стиль, связанный с Челлини, но интерпретировал его как высоко индивиуальный с использованим скорее окисленного серебра, чем золота, и изображающего свои темы подобно сценам из спектакля.

Возрождение религиозной тематики, вдохновленное романтизмом, также выражалось в благочестивых ювелирных украшениях: длинных цепочках с крестами, четках и молитвенниках с украшенными эмалями окладами, которые свисали с цепи, висящей на поясе. Архитектор У. Н. Пуджин (1818 — 1852), работавший в стиле возрождения готики, спроектировал на эту тему целый комплект для своей жены Джейн к ее свадебному платью. Создателей, украшенных золотом и эмалями головных повязок, вдохновляли те, что были на поющих ангелах в запрестольном образе, расписанном Яном ван Эйком для Гентского собора, на котором была начертана декларация веры — “Крест Христа — мой свет”.

Сентиментализм продолжал вдохновлять большую категорию ювелирных украшений в память о дружбе, любви и свадьбе. Волосы на память продолжали класть в медальоны, вплетать в браслеты и цепочки, иногда в сочетании с миниатюрными портретами, часто одного глаза. Сюда же можно отнести драгоценности с образом вечности, змею с хвостом во рту; слоновую кость как признак верности; анютины глазки и незабудки — мысль. Любовные послания часто писались на самих камнях: “Внимание” передавалось рубином, изумрудом, гранатом, аметистом, рубином вместе с бриллиантом. Траур тщательно соблюдался, и драгоценности, носимые с черной одеждой, имели соответствующие символы: бабочки, змеи, факелы, кресты, незабудки, бутоны роз, божественные венцы, шифры и надписи типа “Вечная память”.

МЕСТНЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Те, кто путешествовал за границу, привозили домой сувениры. Среди них были металлические украшения, отлитые в Берлине, медальоны из слоновой кости и кольца из Дьеппа и Швейцарии, женевские эмали с изображением молодых женщин в крестьянских костюмах различных швейцарских округов. Главные города Италии имели свою специализацию: Венеция славилась своими стеклянными бусами и золотыми цепочками, Генуя — серебряной филигранью, из кораллов вырезали камеи в Ливорно и Неаполе, наиболее излюбленным мотивами были вакхи и херувимы.

В Риме продолжало процветать резное искусство камей, воссоздавались шедевры древней и современной скульптуры. Также из Рима пришли мозаичные ювелирные изделия, которые делались по старинной технике украшения полов и стен. Наиболее популярный мотив был заимствован из мозаики в музее Капитолия, на которой изображены голуби, пьющие из золотой чаши. Для более романтических вкусов были виды природы в окрестностях Рима, оживленные идиллическими сценами крестьянской жизни.

Не было необходимости пересекать Ла-Манш в поисках региональных драгоценностей: из Ирландии привозилась древесина мореного дуба, из которого вырезались арфы и трилистники; из Дербишира — твердый камень, инкрустированный букетами цветов, для брошей, а из Шотландии — дымчатые топазы (фальшивые топазы или цитрины янтарного, или коричневого оттенка).

Кроме большого количества ювелирных изделий для женщин, ювелиры также делали разнообразные украшения для щеголей-мужчин. Сюда входили цепочки для часов, украшенные драгоценностями пуговицы, запонки для манжет, медальоны, висячие печатки и булавки для галстука.