Восточная мебель: история и особенности

Восточная мебель: история и особенности

До начала прошлого столетия в Европе мало было известно о восточной мебели. Даже на сегодняшний день существует большая путаница в ее классификации, датировке и происхождении. Редкая и привлекающая большой интерес, эта область антиквариата представляет большие возможности для коллекционера.

Китайскую мебель принято считать высочайшей формой восточной мебели. Во время Гражданской войны в Китае (1946 — 1949) целые коллекции мебели вывозились оттуда в музеи стран Запада, особенно в Соединенных Штатах. Впервые там познакомились с мебелью из твердой древесины периодов Минь (1368 — 1644) и Чинь (1644 — 1912). Это привело к серьезному изучению китайской мебели, повысило нашу эрудицию о ней, а появившаяся научная литература способствовала увеличению осведомленности о ней коллекционеров и позволила по-новому оценить эту мебель.

Ранняя китайская мебель, до 16 века, делалась из мягких сортов древесины и покрывалась лаком; от нее мало что сохранилось. В течение долгого времени эта мебель, возможно из-за ее декоративного внешнего вида, наиболее высоко ценилась и поэтому лучше была документирована, чем современная ей мебель из твердой древесины.

На Западе существует лишь несколько специалистов, обладающих подробной информацией о китайской мебели из твердой древесины, которые способны по оценке декоративного оформления и конструкции отдельных предметов мебели датировать ее, несмотря на отсутствие даты изготовления и подписи на них и старых описей. Здесь можно провести аналогии с датировкой миниатюрных моделей мебели по древним захоронениям и домашним сценам, нашедшим отражение в живописи.

До прихода к власти китайских коммунистов в 1949 году Музей Нельсона Аткинса в Канзас- сити собрал, вероятно, наиболее полную коллекцию китайской мебели из твердой древесины. В Великобритании же первые подобные предметы появились в Музее Виктории и Альберта лишь в 1969 году, и к ним в настоящее время можно добавить значительную коллекцию сэра Джона Аддиса, приобретенную им в 1983 году. Другие крупные собрания в Соединенных Штатах принадлежат Художественному музею в Филадельфии, музею в Портленде, штат Орегона, и Музею изящных искусств в Бостоне, а в Европе это Индустриальный музей в Копенгагене и Музей Гиме в Париже.

На протяжении династий Минь и Чинь мебель стала использоваться не только правительственным двором и высшими сословиями для особых церемоний, но также учеными и представителями других видов деятельности, которые нуждались, как в функциональной, так и в декорированной мебели. Импортируемая с Дальнего Востока древесина твердых пород дерева, таких, как индийское розовое дерево, значительно облегчила выпуск мебели, которую благодаря ее прочности можно было паковать и транспортировать по всему Китаю, где она использовалась при различных видах работ. Будучи прочной при сборке, при перевозке мебель легко демонтировалась, и при изготовлении ее не применялись ни клей, ни гвозди. Она часто использовалась как в помещении, так и на открытом воздухе, и своеобразные черты дизайна, например, “плавающие” панели позволяли расширять и сжимать большие поверхности мебели в различном климате во избежание трещин и деформации.

В мебельном дизайне делался упор на симметрию. Стулья часто располагались попарно и обычно принадлежали к одному из трех типов: кресла в виде подковы с закругленной спинкой, стулья со спинкой в форме коромысла с одной широкой центральной распоркой спинки и плавно оформленным завершением и стулья с более короткой спинкой, более прямая версия стула со спинкой в виде коромысла. Почти вся мебель выпускалась с определенной специализацией, например, низкий столик кань ставился на кирпичную платформу у стены, и эта платформа часто подогревалась снизу. В дизайне также учитывались многосторонние функции мебели; например, квадратный стол мог использоваться не только для обеда, но и для работы или демонстрации различных предметов. Также принималась во внимание практичность материалов: например, из камфорного дерева делали сундуки, используемые для хранения вещей, и стенные шкафы для защиты от моли и других вредителей.

Датировка китайской мебели также затруднена вследствие преемственности ее основных конструкций. Однако каждый период был отмечен характерными различиями в дизайне и материалах.

Специалисты обычно выделяют классический период, простирающийся от середины 16 до середины 17 века, охватывающий последнюю часть правления Минь и самое начало династии Чинь. Этот период характеризуется отчетливым, рельефным дизайном и мягкими, спокойными линиями. Любая декоративная резьба этого периода отличается детальными подробностями и великолепным качеством рисунка. В 18 и 19 веках линии мебели приобретают более жесткий характер и формы становятся более прямыми, а декор более тяжеловесным и формальным.

Древесина. Еще одной подсказкой для датировки мебели и, возможно, определения ее происхождения могут служить типы применяемой древесины. Из древесины хуа-ли, тропического дерева с твердой древесиной, напоминающей розовое дерево, делались большие обшивные доски с красивой выделкой, от бледно-желтого до сочного оранжевого цвета. Наибольшим успехом пользовалась древесина хуань хуа-ли. Похоже, она уже не существовала в начале 18 века; однако встречается мебель меньших размеров, изготовленная из более ранних крупных предметов. Равным образом ценилась очень темная древесина дзу-тан и, благодаря ее большой прочности и плотности, из нее делали сложные резные узоры. Эти два вида древесины обычно использовались для изготовления особо важной мебели; часто они контрастировали друг с другом или инкрустировались другими породами, например, хуа-му (древесина с выработкой в виде узелков, применявшаяся в декоративных целях) или мрамором. Повседневная мебель делалась из легкой древесины или черного дерева. Из мягкой древесины вяза или камфорного дерева изготавливали низкие стенные шкафы, сундуки для хранения, а также задние стенки для полок или стенных шкафов, выполненных из хуань хуали, для создания естественной защиты от насекомых.

Глина и лаки часто применялись для защиты мягкой, а также открытых участков твердой древесины, например, внутренней поверхности стола или верха стенного шкафа. Металлические вставки делались из латуни или имитирующего серебро сплава цинка, меди и никеля, для придания блеска.

Реставрированная мебель. Главным образом благодаря своей простоте и элегантности, китайская мебель приобретает в настоящее время особую популярность. Это означает, что поставщикам хорошей мебели Минь и Чинь приходится производить поиски в далеких провинциях Китая, чтобы найти интересующую их мебель. Причем многие вещи находятся в очень плохом или разобранном состоянии, требующем внимательной реставрации. Но теперь реставрация стала характерной чертой китайской мебели. Вообще наиболее приемлемыми являются ранние ремонты, и коллекционеры должны быть готовы к тому, что эта мебель после 300-летнего использования и износа будет иметь какие-то черты подновления. Многие вторичные предметы мебели из хуань хуали можно узнать по обработке прорезей (углублений в местах соединения мебели). Наиболее заметные части мебели, такие, как опоры для ножек стульев или козырьки (нижние выступы) под ними в наибольшей степени подвергались риску и часто нуждались в замене.

Наибольшая часть мебели 16 и 17 века, предназначенной для сиденья или сна, имела мягкие сиденья с имитацией соломы внутри, которые удерживались на месте пружинными решетками. В начале 18 века, во избежание постоянной замены сидений, подобную мебель стали делать с сидениями из твердого наполнителя или деревянными.

Менее приемлемым вариантом (в основном из-за искажения пропорций, что часто к тому же уменьшало ценность вещи) являлось укорочение ножек приставного стола для превращения его в кофейный столик (для которого стол кань был слишком низким). Это можно заметить или в зрительном сращивании ножек — прибавлении дополнительной полоски дерева или заново сделанной резьбе на скошенном под углом соединении (когда две поверхности, скошенные под углом 45%, соединяются вместе, образуя прямой угол) в верхней части ножки. Изменение цвета и отделки поверхности мебели также может уменьшить ее ценность — часто мебель может быть безвозвратно испорчена из-за воздействия влаги, недавней окраски или полировки.

Китайская экспортная мебель. Эта мебель обычно изготавливалась по западным чертежам и спецификациям. Часто покрывалась лаком и иногда делалась из местных твердых пород древесины, но она не соответствовала восточным стандартам ни в отношении конструкции, ни в смысле размеров и мастерства европейских мебельных мастеров, чью работу они намеревались имитировать.

Отдельные экспортные предметы мебели специально заказывались Западом и перевозились управляющими грузовых судов для своих собственных или спекулятивных целей. Как следует из ранних описей начала 18 века, такая мебель не путешествовала на большие расстояния. Например, в голландских отчетах фабрики Кантона, принадлежащей Восточно-Индийской компании, указано лишь 33 предмета мебели, предназначенных для семи человек. Многие из этих ранних предметов экспорта, первоначально заказанные для богатых европейских домов или для принимающих участие в торговых связях, теперь заняли свое место в европейских музеях, таких, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Индустриальном музее в Копенгагене.